Рекомендации по организации и методике подготовки домашних заданий
20.02.2012, 21:03
Задача подготовки домашних заданий вытекает из общих задач специальной школы, которые заключаются в выработке и развитии у учащихся навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности. Реализация этих целей достигается, прежде всего, правильной организацией подготовки домашних заданий, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление и совершенствование.
На уроке самостоятельная работа учащихся является только элементом на том или другом его этапе, при подготовке домашних заданий — это главный вид деятельности. Его необходимо правильно организовать в целях коррекции познавательной деятельности, выработки самостоятельности в учебной работе. Домашние задания не должны дублировать того, что происходило на уроке. Это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может. Таким образом, домашняя работа — не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено, представляя собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.
Ценность домашних заданий состоит также в том, что определенный вид работы, невыполнимый в условиях урока (наблюдения длительного характера за ростом растений, изменениями в природе по временам года, изменения погоды и т. д.), становится возможным во внеурочное время. Урок и самостоятельная последующая учебная работа дома являются единым процессом. Важно, чтобы при выполнении домашних заданий были разграничены функции учителя и воспитателя.
Учитель готовит учащихся к выполнению домашних заданий, объясняя, что задано и как следует выполнять ту или иную работу. Он контролирует качество приготовления уроков дома. Педагог учитывает индивидуальные особенности детей, придает домашней работе творческий характер, включая в содержание заданий решение задач, составление задач и примеров, чтение дополнительной литературы, выполнение заданий с использованием словаря и т. д. В функции воспитателя, осуществляющего педагогическое руководство подготовкой домашних заданий, входит:
• Формирование познавательной учебной деятельности детей;
• обучение навыкам самостоятельной работы;
• привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопроверки и взаимопомощи;
• обеспечение правильного выполнения домашних заданий всеми детьми.
Чтобы, успешно осуществлять эти задачи, воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, содержание программ учебных предметов и требования, предъявляемые к умениям и навыкам учащихся.
Единство требований, с которыми подходят к учащимся при подготовке домашних заданий учитель и воспитатель, предполагает постоянный контакт между ними. Основной формой связи в их работе является взаимное посещение уроков и часов самоподготовки. Посещение самоподготовки помогает учителю проверить степень усвоения учебного
материала учащимися при самостоятельной работе. Посещение уроков дает возможность воспитателю вникнуть в методику работы учителя, выделить наиболее существенные и трудные для детей разделы по учебным предметам с тем, чтобы в процессе подготовки уроков уделять им больше времени. Одна из задач проведения самоподготовки — коррекция психических процессов у детей. С этой целью можно использовать следующие виды работ:
• разделить текст на основные смысловые части;
• найти общее в двух наблюдаемых предметах;
• определить главную мысль в данной статье;
• сделать вывод из двух прочитанных (предложений) фактов;
• подобрать доказательства (факты) к данному утверждению;
• систематизировать факты в определенной последовательности или по какому-то признаку;
• найти еще одно решение задачи.
Выполнение подобных целенаправленных заданий учащимися во время подготовки домашних заданий способствует успешному закреплению знаний, полученных на уроке, совершенствованию новых умений и навыков в работе над учебным материалом.
Домашняя работа является продолжением работы учащихся, начатой в классе. От того, как учитель проводит уроки, и какие требования предъявляет к учащимся, зависит многое в выполнении ими самостоятельной работы. Учитывая психофизические особенности учащихся специальных классов, учитель строит и систему домашних заданий. В начале обучения ученики получают задание на дом окончить работу, начатую в классе, позднее — задание, подобное работе, выполненной в классе, таким образом, у учащихся увеличивается степень самостоятельности. В целом необходимо специально классифицировать виды домашних заданий по главной цели учебных понятий, чтобы они выстраивались в определенную систему в соответствии с конкретным содержанием учебного материала и возможностями учащихся.
Следует помнить, что излишнее увлечение домашними заданиями может привести к перегрузке учащихся. Необходимо избегать заданий, рассчитанных лишь на механическую работу и слишком громоздких. Причиной перегрузки может быть и недооценка учителем умений учащихся, их психофизического состояния, нескоординированность действий учителя и воспитателя.
Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий осуществляется на всех этапах урока. Некоторые этапы имеют непосредственное отношение к выполнению домашнего задания:
• проверка того, что было задано;
• самостоятельная работа учеников на уроке, связанная с содержанием домашнего задания, в том числе работа с учебником;
• задавание уроков на дом.
. Особое внимание уделяется методам и приемам работы с учебником. Прежде всего, необходимо научить читать учебник, сосредотачиваться на том, что читаешь, выделяя самое существенное в тексте и перечитывая его несколько раз. Важно уметь определять основную мысль текста.
Необходимо соблюдать некоторые обязательные условия при работе с учебником: должны быть оптимальная освещенность, нормальная температура воздуха, отсутствие раздражающего шума.
Для предупреждения перегрузки и правильной организации самоподготовки необходимо четко определять характер домашнего задания, взаимосвязь классной и домашней работы, обеспечивать самостоятельную учебную деятельность учащихся, конкретизацию абстрактного материала, дифференциацию и дозировку домашних заданий.
Таким образом, учитель разрабатывает систему домашних заданий по изучаемой теме, определяет объем материала, распределяет материал по отдельным урокам. Учитывая трудности его усвоения учащимися, учитель определяет форму домашних заданий и их объем, на каждом уроке, продумывает и рекомендует дополнительный материал для выполнения домашних заданий. При сообщении домашних заданий выполняются требования:
• задание должно быть понятно каждому ученику;
• задание на дом можно давать фронтально, дифференцированно и индивидуально, но всегда с учетом особенностей учащихся класса и с установкой на индивидуальность ученика;
• задание не должно быть однообразным и однотипным;
• задание должно включать в себя вопросы, требующие от ученика умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы, применять усвоенные знания.
Этап объяснения домашнего задания носит инструктивный характер. Учитель указывает, что домашняя работа аналогична той, что проводилась в классе; рассматриваются наиболее сложные моменты домашнего задания, предупреждаются трудности, подчеркивается самое главное, существенное, сообщается план его выполнения.
В специальном классе дифференциация и индивидуализация домашних заданий приобретает особое значение, что обусловлено различиями в психофизических нарушениях развития. При подготовке домашних заданий строго соблюдается охранительно-педагогический режим и индивидуальный подход, что требует от воспитателя знания особенностей внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы школьника с особенностями в развитии, четкого планирования и тщательной подготовки к проведению очередного занятия. Перед началом учебного года воспитатель изучает учебные программы и объяснительные записки к ним, в начале каждой учебной четверти получает разъяснение у учителя о наиболее трудных разделах программы, читает соответствующую методическую литературу, знакомится с учебниками, подбирает наглядные пособия. В процессе самоподготовки воспитатель оказывает детям необходимую помощь. Она носит дифференцированный характер. Это может быть показ приемов выполнения заданий, использование таблиц, схем, индивидуальное консультирование.
Подготовке домашних заданий обязательно предшествуют прогулка на свежем воздухе или спокойные игры. Помещение, где проводится самоподготовка, проветривается. У каждого ученика должно быть свое постоянное рабочее место. Перед выполнением домашнего задания ученики убирают со столов лишние предметы. Лучше, если подготовка проводится в классе-кабинете, где сосредоточен необходимый дидактический материал и наглядные пособия.
Целесообразно подготовку начинать с наиболее сложного задания, организовав работу таким образом, чтобы полностью сохранилось целевое назначение этого вида работы. Учащиеся младших классов приступают к работе под руководством воспитателя. Педагог интересуется у детей учебными успехами, уточняет расписание на следующий день, выясняет, что задано, указывает последовательность выполнения заданий, дозирует примерное время для подготовки каждого предмета. Следует помнить, что жесткая регламентация времени невозможна, так как работоспособность детей разная.
Важно научить учащихся осмысливать задание. С целью предотвращения ошибок воспитатель на начальных этапах обучения при помощи вопросов сначала убеждается, что задание понято правильно, и только после этого дети приступают к его выполнению. Обычно из-за отсутствия навыков самостоятельности, неуверенности в своих силах, плохой памяти и ослабленного внимания у учащихся возникает много вопросов к воспитателю. Важно подвести учеников к самостоятельному преодолению трудностей: посоветовать вспомнить, прочитать нужное правило, посмотреть, как выполнялось задание в классе. Работа воспитателя во время подготовки носит индивидуальный характер.
В соответствии с уровнем обучения и возраста учащихся установлена следующая продолжительность самоподготовки домашних заданий:
1—3 классы — 45 мин;
4 — 5 классы —1ч;
5 — 9 классы — 1,5 ч.
Учитывая утомляемость учащихся, в процессе самоподготовки целесообразно проводить физкультурную паузу. Во время работы возбудимые дети сдерживаются от поспешности в приготовлении домашних заданий, медлительные — побуждаются к деятельности, неуверенные — подбадриваются и т. д. В старших классах самостоятельность учащихся возрастает. Здесь можно дать возможность ученику самому определить последовательность выполнения заданий, но к этому надо готовить учащихся с начальных классов. Необходимо убедить школьников, что продуктивной может быть только четко спланированная работа. Особого внимания требуют те дети, которым даны индивидуальные задания, так как зачастую без помощи воспитателя они не в состоянии с ними справиться.
При планировании подготовки домашних заданий воспитатель может предусмотреть чтение текста вслух одним из учащихся с одновременным чтением шепотом всеми учащимися. Это корректирует произносительную сторону речи детей, развивает технику чтения. Можно предусмотреть подготовку устных предметов отдельными учащимися, усваивающими материал лучше' при чтении вслух, вне классной комнаты. По окончании работы по предмету они обязательно возвращаются в класс. При выполнении домашних заданий по географии, истории, природоведению воспитатель планирует использование карты, глобуса, макетов, муляжей, таблиц, диапозитивов, диафильмов.
Большое значение имеет контроль за выполнением домашних заданий, так как он приучает учащихся к систематическому труду, аккуратности в работе, воспитывает чувство ответственности. При оценке качества работы воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности и возможности учащегося. Проверяется не подготовка класса, а подготовка учеников. Поэтому вопросы адресуются конкретным учащимся.
Можно практиковать взаимопроверку. Она заставляет учащихся более серьезно готовить уроки, учит критическому отношению к себе и товарищу. Можно использовать и коллективную форму работы: группы учащихся по 3 — 4 человека, приблизительно равные по уровню развития, физическим возможностям, наклонностям, готовят уроки вместе, пересказывают, дополняют друг друга, проверяют друг у друга работы. Воспитатель не должен во время самоподготовки объяснять учебный материал и проводить работу над ошибками учащихся, но должен оказывать индивидуальную помощь.
В специальных классах в настоящее время основная масса воспитателей не имеет дефектологического образования, что не может, к сожалению, не сказываться на качестве подготовки домашних заданий. Опыт показывает, что проведение самоподготовки учителем имеет преимущества: учитель четко представляет дидактическую цель, поставленную им на уроке. Появляется возможность использовать на уроке время, отводимое для проверки домашнего задания, на другие цели.