Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
29.04.2024, 12:43
ЛОГОПЕДУШКА
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
внеклассные занятия [4]
Новинки из интернета [9]
презентации [1]
Интерактивные тесты, физминутки и т.д. [9]
интерактив, икт технологии
Учебные программы и планы по ВР [13]
Программы школы VIII вида
Материалы по режимным моментам [16]
Нормативная документация [10]
Дидактические игры и упражнения [14]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 99

кнопка сайта
Баннер
Сайт воспитателя

Форма входа

Главная » Файлы » Материалы для коррекционных школ » Материалы по режимным моментам

Рекомендации по организации и методике подготовки домашних заданий
20.02.2012, 21:03
Задача подготовки домашних заданий вытекает из об­щих задач специальной школы, которые заключаются в выработке и развитии у учащихся на­выков самостоятельности в учебной и трудовой дея­тельности. Реализация этих целей достигается, прежде всего, правильной организацией подготовки домашних заданий, при которой знания, приобретенные ученика­ми на уроках, получают наиболее эффективное закреп­ление и совершенствование.

На уроке самостоятельная работа учащихся является только элементом на том или другом его этапе, при подго­товке домашних заданий — это главный вид деятельности. Его необходимо правильно организовать в целях коррек­ции познавательной деятельности, выработки самостоятель­ности в учебной работе. Домашние задания не должны дуб­лировать того, что происходило на уроке. Это особая дея­тельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необхо­димы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может. Та­ким образом, домашняя работа — не только важная фор­ма организации обучения, она органически входит в про­цесс обучения как его необходимое звено, представляя со­бой индивидуальную форму учебных занятий под руковод­ством воспитателя.

Ценность домашних заданий состоит также в том, что определенный вид работы, невыполнимый в условиях уро­ка (наблюдения длительного характера за ростом расте­ний, изменениями в природе по временам года, изменения погоды и т. д.), становится возможным во внеурочное вре­мя. Урок и самостоятельная последующая учебная работа дома являются единым процессом. Важно, чтобы при вы­полнении домашних заданий были разграничены функции учителя и воспитателя.

Учитель готовит учащихся к выполнению домашних за­даний, объясняя, что задано и как следует выполнять ту или иную работу. Он контролирует качество приготовле­ния уроков дома. Педагог учитывает индивидуальные осо­бенности детей, придает домашней работе творческий харак­тер, включая в содержание заданий решение задач, состав­ление задач и примеров, чтение дополнительной литерату­ры, выполнение заданий с использованием словаря и т. д. В функции воспитателя, осуществляющего педагогическое руководство подготовкой домашних заданий, входит:

• Формирование познавательной учебной деятельности детей;

• обучение навыкам самостоятельной работы;

• привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопро­верки и взаимопомощи;

• обеспечение правильного выполнения домашних зада­ний всеми детьми.

Чтобы, успешно осуществлять эти задачи, воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ре­бенка, содержание программ учебных предметов и требова­ния, предъявляемые к умениям и навыкам учащихся.

Единство требований, с которыми подходят к учащимся при подготовке домашних заданий учитель и воспитатель, предполагает постоянный контакт между ними. Основной формой связи в их работе является взаимное посещение уроков и часов самоподготовки. Посещение самоподготов­ки помогает учителю проверить степень усвоения учебного

материала учащимися при самостоятельной работе. Посеще­ние уроков дает возможность воспитателю вникнуть в ме­тодику работы учителя, выделить наиболее существенные и трудные для детей разделы по учебным предметам с тем, чтобы в процессе подготовки уроков уделять им больше времени.
Одна из задач проведения самоподготовки — коррек­ция психических процессов у детей. С этой целью можно использовать следующие виды работ:

• разделить текст на основные смысловые части;

• найти общее в двух наблюдаемых предметах;

• определить главную мысль в данной статье;

• сделать вывод из двух прочитанных (предложений) фактов;

• подобрать доказательства (факты) к данному утверж­дению;

• систематизировать факты в определенной последова­тельности или по какому-то признаку;

• найти еще одно решение задачи.

Выполнение подобных целенаправленных заданий уча­щимися во время подготовки домашних заданий способству­ет успешному закреплению знаний, полученных на уроке, совершенствованию новых умений и навыков в работе над учебным материалом.

Домашняя работа является продолжением работы уча­щихся, начатой в классе. От того, как учитель проводит уроки, и какие требования предъявляет к учащимся, зави­сит многое в выполнении ими самостоятельной работы. Учитывая психофизические особенности учащихся специаль­ных классов, учитель строит и систему домашних заданий. В начале обучения ученики получают задание на дом окон­чить работу, начатую в классе, позднее — задание, подоб­ное работе, выполненной в классе, таким образом, у учащих­ся увеличивается степень самостоятельности. В целом не­обходимо специально классифицировать виды домашних за­даний по главной цели учебных понятий, чтобы они выстраивались в определенную систему в соответствии с конк­ретным содержанием учебного материала и возможностями учащихся.

Следует помнить, что излишнее увлечение домашними заданиями может привести к перегрузке учащихся. Необ­ходимо избегать заданий, рассчитанных лишь на механичес­кую работу и слишком громоздких. Причиной перегрузки может быть и недооценка учителем умений учащихся, их психофизического состояния, нескоординированность дей­ствий учителя и воспитателя.

Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий осуществляется на всех этапах урока. Некоторые этапы имеют непосредственное отношение к выполнению домаш­него задания:

• проверка того, что было задано;

• самостоятельная работа учеников на уроке, связанная с содержанием домашнего задания, в том числе работа с учебником;

• задавание уроков на дом.

. Особое внимание уделяется мето­дам и приемам работы с учебником. Прежде всего, необхо­димо научить читать учебник, сосредотачиваться на том, что читаешь, выделяя самое существенное в тексте и перечиты­вая его несколько раз. Важно уметь определять основную мысль текста.

Необходимо соблюдать некоторые обязательные условия при работе с учебником: должны быть оптимальная осве­щенность, нормальная температура воздуха, отсутствие раз­дражающего шума.

Для предупреждения перегрузки и правильной органи­зации самоподготовки необходимо четко определять харак­тер домашнего задания, взаимосвязь классной и домашней работы, обеспечивать самостоятельную учебную деятельность учащихся, конкретизацию абстрактного материала, дифферен­циацию и дозировку домашних заданий.

Таким образом, учитель разрабатывает систему домаш­них заданий по изучаемой теме, определяет объем материа­ла, распределяет материал по отдельным урокам. Учитывая трудности его усвоения учащимися, учитель определяет фор­му домашних заданий и их объем, на каждом уроке, про­думывает и рекомендует дополнительный материал для вы­полнения домашних заданий.
При сообщении домашних заданий выполняются требо­вания:

• задание должно быть понятно каждому ученику;

• задание на дом можно давать фронтально, дифферен­цированно и индивидуально, но всегда с учетом особеннос­тей учащихся класса и с установкой на индивидуальность ученика;

• задание не должно быть однообразным и однотипным;

• задание должно включать в себя вопросы, требующие от ученика умения сравнивать, анализировать, обобщать, клас­сифицировать, делать выводы, применять усвоенные знания.

Этап объяснения домашнего задания носит инструктив­ный характер. Учитель указывает, что домашняя работа аналогична той, что проводилась в классе; рассматривают­ся наиболее сложные моменты домашнего задания, предуп­реждаются трудности, подчеркивается самое главное, существенное, сообщается план его выполнения.

В специальном классе дифференциация и ин­дивидуализация домашних заданий приобретает особое зна­чение, что обусловлено различиями в психофизических на­рушениях развития. При подготовке домашних заданий строго соблюдается охранительно-педагогический режим и индивидуальный подход, что требует от воспитателя знания особенностей внимания, памяти, эмоционально-волевой сфе­ры школьника с особенностями в развитии, четкого плани­рования и тщательной подготовки к проведению очередно­го занятия. Перед началом учебного года воспитатель изучает учеб­ные программы и объяснительные записки к ним, в начале каждой учебной четверти получает разъяснение у учителя о наиболее трудных разделах программы, читает соответ­ствующую методическую литературу, знакомится с учебни­ками, подбирает наглядные пособия. В процессе самоподго­товки воспитатель оказывает детям необходимую помощь. Она носит дифференцированный характер. Это может быть показ приемов выполнения заданий, использование таблиц, схем, индивидуальное консультирование.

Подготовке домашних заданий обязательно предшеству­ют прогулка на свежем воздухе или спокойные игры. По­мещение, где проводится самоподготовка, проветривается. У каждого ученика должно быть свое постоянное рабочее ме­сто. Перед выполнением домашнего задания ученики уби­рают со столов лишние предметы. Лучше, если подготовка проводится в классе-кабинете, где сосредоточен необходимый дидактический материал и наглядные пособия.

Целесообразно подготовку начинать с наиболее сложно­го задания, организовав работу таким образом, чтобы пол­ностью сохранилось целевое назначение этого вида работы. Учащиеся младших классов приступают к работе под ру­ководством воспитателя. Педагог интересуется у детей учебными успехами, уточняет расписание на следующий день, выясняет, что задано, указывает последовательность выполнения заданий, дозирует примерное время для подго­товки каждого предмета. Следует помнить, что жесткая рег­ламентация времени невозможна, так как работоспособность детей разная.

Важно научить учащихся осмысливать задание. С целью предотвращения ошибок воспитатель на начальных этапах обучения при помощи вопросов сначала убеждается, что за­дание понято правильно, и только после этого дети при­ступают к его выполнению. Обычно из-за отсутствия на­выков самостоятельности, неуверенности в своих силах, пло­хой памяти и ослабленного внимания у учащихся возникает много вопросов к воспитателю. Важно подвести учени­ков к самостоятельному преодолению трудностей: посовето­вать вспомнить, прочитать нужное правило, посмотреть, как выполнялось задание в классе. Работа воспитателя во вре­мя подготовки носит индивидуальный характер.

В соответствии с уровнем обучения и возраста учащих­ся установлена следующая продолжительность самоподго­товки домашних заданий:

1—3 классы — 45 мин;

4 — 5 классы —1ч;

5 — 9 классы — 1,5 ч.

Учитывая утомляемость учащихся, в процессе самопод­готовки целесообразно проводить физкультурную паузу. Во время работы возбудимые дети сдерживаются от поспешно­сти в приготовлении домашних заданий, медлительные — побуждаются к деятельности, неуверенные — подбадрива­ются и т. д. В старших классах самостоятельность учащих­ся возрастает. Здесь можно дать возможность ученику са­мому определить последовательность выполнения заданий, но к этому надо готовить учащихся с начальных классов. Необходимо убедить школьников, что продуктивной может быть только четко спланированная работа. Особого внима­ния требуют те дети, которым даны индивидуальные зада­ния, так как зачастую без помощи воспитателя они не в состоянии с ними справиться.

При планировании подготовки домашних заданий воспи­татель может предусмотреть чтение текста вслух одним из учащихся с одновременным чтением шепотом всеми учащи­мися. Это корректирует произносительную сторону речи детей, развивает технику чтения. Можно предусмотреть под­готовку устных предметов отдельными учащимися, усваива­ющими материал лучше' при чтении вслух, вне классной комнаты. По окончании работы по предмету они обязатель­но возвращаются в класс. При выполнении домашних заданий по географии, истории, природо­ведению воспитатель планирует использование карты, глобуса, макетов, муляжей, таблиц, диапозитивов, диафильмов.

Большое значение имеет контроль за выполнением до­машних заданий, так как он приучает учащихся к система­тическому труду, аккуратности в работе, воспитывает чув­ство ответственности. При оценке качества работы воспита­тель должен учитывать индивидуальные особенности и воз­можности учащегося. Проверяется не подготовка класса, а подготовка учеников. Поэтому вопросы адресуются конкрет­ным учащимся.

Можно практиковать взаимопроверку. Она заставляет учащихся более серьезно готовить уроки, учит критическо­му отношению к себе и товарищу. Можно использовать и коллективную форму работы: группы учащихся по 3 — 4 че­ловека, приблизительно равные по уровню развития, физи­ческим возможностям, наклонностям, готовят уроки вместе, пересказывают, дополняют друг друга, проверяют друг у друга работы. Воспитатель не должен во время самоподго­товки объяснять учебный материал и проводить работу над ошибками учащихся, но должен оказывать индивидуальную помощь.

В специальных классах в настоящее время основная масса воспитателей не имеет дефектологического образования, что не может, к сожалению, не сказываться на качестве подготовки домашних заданий. Опыт показывает, что проведение самоподготовки учителем имеет преимуще­ства: учитель четко представляет дидактическую цель, по­ставленную им на уроке. Появляется возможность исполь­зовать на уроке время, отводимое для проверки домашнего задания, на другие цели.
Категория: Материалы по режимным моментам | Добавил: Гульнарчик77
Просмотров: 2613 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
мини проф


Время: 12:43

IP Адрес: 18.222.69.152
Ваш браузер:
Группа: Гости


Поиск

Облако сайта

портал учителя
Персональный сайт воспитателя Насыровой Гульнары

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Радио онлайн
    Copyright MyCorp © 2024