Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник
30.05.2017, 12:04
САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ СКОУ НАСЫРОВОЙ ГУЛЬНАРЫ
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Материалы для коррекционных школ [75]
Все для работы
методический материал [82]
Все для аттестации [9]
Материалы для аттестующихся педагогов
Внеклассная работа [47]
Занятия, беседы и т.д.

-->
Онлайн


Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 92

кнопка сайта
Баннер
Сайт воспитателя

Форма входа

Главная » Файлы » методический материал

Воспитательные технологии и формы воспитательных мероприятий
07.02.2012, 10:32
Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

-по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

-по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

-по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

-по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология;

- по подходу к ребёнку:



Гуманно-личностная технология воспитания Ш.А.Амонашвили.

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:

-способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

- развитие и становление познавательных сил ребенка;

- идеал воспитания – самовоспитание;

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) – это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»).

Постулаты КТД:

- коллективное творчество;

- единое дело и добровольное участие в нём;

- свобода выбора форм деятельности;

- содружество взрослых и детей;

- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

ВИДЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ.

Трудовые КТД (пример:»Трудовой десант»)

Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

СТАДИИ КТД (по методике И.П. ИВАНОВА)

Стадии


Педагогическое целеполагание


Методы, формы деятельности коллектива

Предварительная работа воспитателя (1стадия)


-Для чего?

-С какой целью?

-Кто может помочь?

-Кому быть организатором?


«Нацеливающие» воспитательные мероприятия:

-«стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ

-размышление, убеждение на собственном опыте.

Коллективное планирование.

(2 стадия)


-Какие дела проведём?

-На радость и пользу кому?

-Где лучше проводить?

-С кем лучше проводить?


Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление.

Творческий поиск: открытая дискуссия, деловая игра, пробуждение (ободрением, похвалой, помощью, доверием)

Выборы «совета дела».

Подготовка дела.

(3 стадия)


-Как развивать положительные качества ребят?

-Как преодолевать отрицательные качества ребят?

-Как включить всех ребят в активный творческий поиск?

-Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?


Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, игрой. Товарищеский контроль. Обсуждение.

Уточнение проекта КТД.

Проведение дела.

(4 стадия)


-Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД?

-Как увлечь воспитанников личным примером?

-Как добиться радостной перспективы близкого успеха?

-Как научить ребят выходить из затруднительного положения?


Познавательные КТД. Художественные КТД.

Спортивные КТД.

Формы: эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.

Подведение итогов .(5 стадия)


-Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

-Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу?

-Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?


Товарищеский разбор. Сборы –«огоньки». Похвала, поддержка, побуждение. Товарищеское приучение. деловой спор.

Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание.

Ближайшие последствия.

(6 стадия)


-Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?

-Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива?

-Как научить учащихся осуществлять собственные решения?


Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах Перспектива. Взаимопомощь.





Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Групповую проблемную работу можно отнести к ситуативной технологии воспитания – они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.



Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях). Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

В общем виде в тренинге общения три блока:

-разминка, включает в себя ряд заданий, упражнений, направленных на создание необходимых в тренинге атмосферы открытости и внимания, слышания друг друга;

-основные упражнения – связаны с тем опытом, что задуман в тренинге как цель;

-итоговая рефлексия, т.е. обсуждение: например, «Я чувствую, что…», «На занятии я почувствовал…».



Пример тренинга общения.

1. Разминка, цель разминки - через психофизические упражнения сделать первые шаги к атмосфере доверия.

Упражнение «Броуновское движение». Все участники тренинга и ведущий встают в круг, закрывают глаза и по первому хлопку тренера начинают хаотично двигаться в пространстве круга с закрытыми глазами. При соприкосновении с кем-то здороваются друг с другом и пытаются через соприкосновение узнать друг друга. По второму хлопку ведущего участники, по-прежнему с закрытыми глазами, берутся с соседями за руки и пытаются стать в круг. После того как все встали в круг, ведущий просит мысленно назвать левого и правого соседа по кругу и открыть глаза.

Ведущий просит поднять руки тем, кто угадал обоих соседей и кто одного. Упражнение не анализируется.

2. Основное упражнение – «Интервью». Ведущий напоминает, что наш тренинг – это тренинг общения, а нормальное общение возможно, только если мы что-то знаем о партнёре. Поэтому главное упражнение – «Интервью». Его надо провести в пять шагов. Для первого шага нужен доброволец – первый интервьюируемый. Потом все пройдут через это упражнение. Добровольцу отводится специальное место в кругу. Ведущий называет правила интервью: «Зададим не более 10 вопросов. Вопросы должны быть интересные». Интервьюируемый имеет право отказаться отвечать на какой-либо вопрос. При этом он говорит заранее установленную фразу, например: «Ответа нет».

После этого переходят ко второму шагу. Ведущий говорит: «Продолжение интервью будет микрогруппах, которые мы сейчас создадим способом звёздочки». Тренер выбирает несколько человек (3-5, в зависимости от числа участников) и просит их встать в центр круга лицом к участникам. После этого участникам предлагается решить, с кем в группах из выделенных ребят они хотели бы провести упражнение «Интервью». Затем надо подойти к выбранному лидеру и встать, образуя «лучик звезды». Если какой-то «лучик» становится заметно длиннее других, ведущий останавливает в него вход.

После образования групп начинается третий шаг упражнения. Образовавшиеся лучики располагаются малыми кружками. Ведущий-тренер «назначает» лидеров-координаторов и сообщат им обязанности: поддерживать интервью в хорошем темпе и, если потребуется, регулировать «очередь» интервьюируемых.

После того как интервью в кругах закончиться, делается следующий, четвёртый шаг. Из этой информации, что ребята получили друг о друге в кругах, решается, какие 3-5 интересных выводов, сведений группа скажет о каждом участнике на большом кругу.

Пятый, последний шаг упражнения: в большом кругу «лидеры звёздочек» (или кто-то другой) говорят о каждом участнике самую интересную информацию. Хорошо, если бы обсуждаемым в кругу был педагог-ведущий.

3. Основное упражнение на этом заканчивается, и занятие переходит в завершающую фазу – игровую рефлексию. В начале рефлексии ведущий просит вспомнить, назвать всё, что было на занятии. При этом важно, чтобы не был забыт ни один этап, ни одно упражнение занятия. Затем участникам предлагается высказать своё мнение о занятии в форме Я-высказываний: «Я понял, что…», «Я почувствовал, что…», «Я думаю, что…».





Технология сотрудничества – ориентирована на переход от педагогике требования к педагогике отношений и гуманно-личностному подходу к ребёнку.



Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.

Идеи и принципы:

- в воспитании нет главного и второстепенного;

- воспитание – это прежде всего человековедение;

- эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;

- принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

- приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.



Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение культуры общения;

- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.



1. Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.



2. По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические;

- профориентационные и другие.



3. По характеру игровой методики делятся на:

- предметные;

-сюжетные

-ролевые;

- деловы;

- имитационные;

- игры – драматизации.



4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.



5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:

- различают игры с предметами и без них;

- настольные;

- комнатные;

- уличные;

- на местности;

- компьютерные и с ТСО;

- с различными средствами передвижения.





Технология «Создание ситуации успеха»

Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что и для учащихся разных классов еще более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Воспитателям нужно поощрить даже небольшой успех воспитанника (хотя бы добрым словом), его личные достижения при выполнении какого-либо задания, упражнения, работы.



Источники

Журнал «Воспитательная работа в школе» №6, 2003г.

Журнал «Воспитательная работа в школе №1, 2004г.
Категория: методический материал | Добавил: Гульнарчик77 | Теги: педагогические, технологии, аттестация
Просмотров: 923 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Радио онлайн
мини проф


Время: 12:04

IP Адрес: 107.22.26.172
Ваш браузер:
Группа: Гости


Поиск

Облако сайта

портал учителя
Персональный сайт воспитателя Насыровой Гульнары

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017