Артикуляционная гимнастика Лопаточка: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на ниж-нюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Цель упражнения: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положе-нии. Методические указания: 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряже-ния. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. Чащечка: рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхней губе, но не касаться её. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 5,10. Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать язык в напряжённом положении кверху. Укреплять мышцы языка. Растягивать подъязычную связку (уздечку). Методические указания: 1. следить, чтобы язык был напряжённым и не распрямлялся. Хоботок: вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5, 10. Цель упражнения: вырабатывать движение губ вперёд. Методические указания: 1. следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не от крывался рот. 2. если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на рас-стоянии 15 -2 см от губ) и взять её губами. Горка: рот приоткрыт, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 5,10. Цель упражнения: вырабатывать подъем спинки языка вверх. Методические указания: Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. Заборчик: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук И.) удерживать в таком положении губы под счёт до 10 –15.
Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верх-ние передние зубы. Методические указания: 1. следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах поднимать и поднимать только нижнюю губу. сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. Иголочка: рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, напрячь, сделать узким. Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать язык в напряжённом положении. Удер-живать язык в таком положении под счёт от 1 до 5,10. Методические указания: 1. губы не растягивать в сильную улыбку. 2. Язык высунуть далеко и удерживать узким напряжённо. 3. язык не должен касаться губ и углов рта.
Пароход гудит: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход). Методические указания: Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. Окошечко: широко открыть рот, произносить звук А. можно с силой высунуть язык, а по-том его спрятать. Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном со-стоянии. Методические указания: Следить, чтобы язык был распластанным и находился в неподвиж-ном состоянии при произнесении звука. Фокус: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посере-дине языка, тогда ватка полетит вверх.
Цель упражнения: вырабатывать подъём языка, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Методические указания: 1. следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Барабанщики: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Цель упражнения: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Методические указания: 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя че-люсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выды-хаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет откло-няться. Паровозик: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук Т. Сначала звук Т произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Цель упражнения: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Методические указания: 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя че-люсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук Т носил характер четкого удара, не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук Т нужно произносить так, чтобы ощущалась выды-хаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет откло-няться.
Вкусное варенье: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верх-нюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Цель упражнения: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положе-ние языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих зву-ков. Методические указания: 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помо-гала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть непо-движной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распла-станным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю гу-бу. Часики: высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт учителя от 1 до 5, 10. Цель упражнения: вырабатывать умение быстро менять положение языка.
Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оста-вались неподвижными. Лошадка: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как ло-шадка цокает копытами). Цель упражнения: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Методические указания: 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быст-рее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Грибок: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоско-стью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) Цель упражнения: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздеч-ку). Методические указания: 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире. 5. Кто дальше загонит мяч. Качели: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зу-бы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Цель упражнения: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оста-вались неподвижными.
Маляр: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движе-ния вперед-назад. Цель упражнения: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Методические указания: 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверх-ности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовы-вался изо рта. Катушка: кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Выпол-нять под счёт от 1 до 5,10. Цель упражнения: вырабатывать подъем спинки языка вверх. Методические указания: 1. следить, чтобы кончик языка был опущен и упирался в нижние зубы, а спинка была поднята к небу. 2. при движении языка кончик его упирается в нижние зубы. Чистим зубки: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние (или верхние) зубы изнутри, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх. Цель упражнения: научить детей удерживать кончик языка за нижними (верхними) зубами. Методические указания: 1. губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по краю зубов. 3. двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов (или от кончиков верхних). Индюк: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). Цель упражнения: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Методические указания: 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Моторчик: предложить ребёнку длительно произносить звук Р, подражая звуку мотора. Об-ратить внимание на то, что широкий кончик языка поднят к нёбу и дрожит. Цель упражнения: уточнение и выработка правильной артикуляции звук Р. (Язык находится за верхними зубами и там вибрирует).
Лягушка: приоткрыть рот и длительно произносить звук И. Губы с напряжением растянуть. Цель упражнения: выработать умение удерживать губы в напряжённом состоянии. Методические указания: 1. Следить, чтобы губы удерживались в напряжённой улыбке. 4. следить, чтобы органы артикуляции были неподвижны, а язык упирался в нижние зубы. Комарик: улыбнуться, открыть рот. Поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы), произнести протяжно «дзззз», нажимая на бугорки энергично. Цель упражнения: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Дятел: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, много-кратно и отчетливо произнося звук Д . Сначала звук Д произносить медленно, постепенно увеличивать темп. Цель упражнения: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Методические указания: 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя че-люсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выды-хаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет откло-няться. Поймай мышку: рот открыть, положить язык на нижнюю губу и произносить звук А. Медленно закрыть рот, слегка прикусив язык, но звук продолжать произно-сить. (поймать мышку за хвостик) Цель упражнения: выработка правильной артикуляции звук Л.